Суббота, 20.04.2024, 17:07
МАОУ ДОД СДЮСШОР по настольному теннису г.Новокузнецк
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Техника [3]
Начальный отбор [1]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Техника

Как добиться победы в современном настольном теннисе

КАК ДОБИТЬСЯ ПОБЕДЫ В СОВРЕМЕННОМ НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ

Ли Ксяо-дун тренер национальной сборной Китая по настольному теннису
Ассоциация настольного тенниса Китая
14 ноября 2009 года
Краткие сведения об авторе Ли Ксяо-дун:
- Тренер Ассоциации Настольного тенниса Китая
- Заместитель Председателя Комитета Технических Исследований
- Тренер китайской национальной сборной (Главный тренер женской команды)
- 12-ти летний опыт работы со сборной Пекина, и 22-х летний опыт работы с национальной сборной Китая
- Заслуги в воспитании чемпионов мира и чемпионов Олимпийских игр, например Тенг Йи, Ван Тао, Йань Сень, Ван Ликин, Ван Нань, Ли Джу и др.
- Исследования и разработки в области теории настольного тенниса, проведение семинаров для широких слоёв спортивного сообщества Китая, публикация многочисленных статей в профессиональных журналах
_________
Являясь представителем Ассоциации настольного Тенниса Китая, я имею честь и удовольствие поделиться некоторыми идеями с нашими Европейскими коллегами. Данное сотрудничество представляет огромную пользу в деле успешного развития настольного тенниса, как в Европе, так и во всѐм мире. Сегодняшний день поистине ознаменован прекрасным началом. Я вполне уверен, что с вашей непрестанной помощью, нам удастся в ближайшем будущем воплотить в жизнь наши мечты и цели.
Я собираюсь охватить следующие пять тем:
I. Стадии развития настольного тенниса.
Начало развитию настольного тенниса было положено в Англии в начале 20-го века. В то время игра представляла собой увеселительное времяпрепровождение для аристократии, и к ней относились как к «теннису на обеденном столе» и не принимали всерьѐз. Однако, в конце прошлого века, благодаря стараниям «энтузиастов настольного тенниса», пустяшная развлекательная игра развилась в замечательный соревновательный вид спорта, оказывающий колоссальное эмоциональное воздействие. Существуют пять степеней развития.
5
Первая стадия развития: период игроков оборонительного плана (начало 1920-х – конец 1940-х)
Это период, когда европейские игроки применяли подрезку, уделяя особое внимание контролю и оборонительной тактике. Развитие настольного тенниса находилось на стадии формирования и поиска. Этот период характеризуется длительными обменами ударами, примитивным инвентарѐм, долгими розыгрышами, и слабым уровнем противоборства. На данном этапе не требовалось значительных усилий, и игроки применяли в основном только подставку и подрезку.
Вторая стадия развития: период перьевой хватки ракетки и накатов (начало 1950-х – конец 50-х)
Новый способ ведения игры, предложенный японскими мастерами, при котором применяется перьевая хватка ракетки и используется только одна из еѐ сторон при накатах, положила начало новой эпохи развития игры, которая стала двигаться в ином направлении. Тактика нападения вытеснила оборонительную тактику. Удары стали более агрессивными и сильными. Данный способ ведения игры повлиял на мировое развитие настольного тенниса, и вскоре европейцы уступили пальму первенства.
Третья стадия развития: период ведения игры с перьевой хваткой ракетки и быстрыми атакующими действиями (начало 1960-х – конец 70-х)
Основываясь на предложенной японцами тактике постоянного давления, китайцы, исходя из национальных характерных особенностей и положения, разработали свой собственный стиль ведения игры, при котором используется ракетка с пупырчатыми накладками, перьевая хватка и быстрые атакующие действия. Созидательный и динамичный стиль игры ознаменовался увеличением темпа, игровой инициативы и разнообразия ударов. Его преимущества вскоре проявились в противостоянии между Китаем и Японией. В конечном счѐте, этот стиль стал определяющим и главенствующим в тенденции развития того времени.
Четвѐртая стадия развития: период противостояния между Европой и Азией (конец 1970-х – середина 90-х)
Возникновение в Европе стиля с использованием обеих сторон ракетки при игре справа и слева ознаменовало завершение развития собственно европейского стиля и тактики. Этот стиль был передовым и располагал возможностями для развития.
Он привѐл к противостоянию между Европой и Азией, к столкновению двух различных стилей игры, их смешению, и взаимодействию. Это был период процветания, ознаменованный появлением плеяды великих игроков и бескомпромиссной борьбы.
Пятая стадия развития: период глобализации (середина 1990-х – по настоящее время)
6
В настоящее время, не смотря на то, что Китай имеет небольшое преимущество во многих соревнованиях, мы, весь мир, находимся, по большому счѐту, на одном техническом уровне. По мере развития спорта, укоренилось общее мнение о том, что спортивное состязание должно проводиться и рассматриваться как зрелищное мероприятие. Наши взгляды на скорость, силу удара, вращение мяча и агрессивность, наше понимание этих элементов удивительно схожи. Мы видим, что Болл, Самсонов, Ванг Хао или Ван Личин не сильно различаются по стилю ведения игры, когда полностью выкладываются, используя весь свой потенциал. Мы просто воспользовались различными способами достижения одной и той же конечной цели.
II. Определение генеральной директивы (плана) развития
Если мы хотим добиться успеха в соревновательном виде спорта, нам необходимо выработать чѐткую директиву, определяющую развитие. Такая директива позволяет решить, в каком направлении происходит развитие спорта и становится руководством к развитию. Руководствуясь ей, можно добиться перехода многообразий игровых стилей в их же качество.
Определение генеральной директивы заключается в объединении тенденций и моделей развития спорта, а также норм и ситуации внутри конкретной страны. Такой план должен быть точным, ясным, доступным для понимания и перспективным. Я не утверждаю, что он должен оставаться неизменным. Он будет совершенствоваться и улучшаться в зависимости от изменений обстановки и требований. Будет справедливым заметить, что Китай добился положительных результатов в этом аспекте, чем я и хочу с вами поделиться, и искренне желаю, чтобы и вы в свою очередь, поделились со мной своей ценной информацией. Я уверен, что нам есть чему поучиться у вас.
При определении директивы, мы, прежде всего, ясно осознавали свои сильные стороны в данном виде спорта (что заключается в предпочтении техники другим компонентам). Китайцы трудолюбивы и обладают высокой степенью выдержки, а также подвижны и сообразительны. Исходя из этого, при создании различных игровых стилей мы всегда опираемся на такие основные положения как «перехват инициативы, внезапные изменения и основательный подход к деталям». В различные периоды истории мы сталкивались с множеством различных ситуаций и потребностей при составлении генерального плана и директивы развития.
1. В 60-е годы прошлого столетия вертикальный хват ракетки и быстрый атакующий стиль, предложенный предшественниками, стали доминирующим стилем игры в Китае. При составлении генерального плана, с целью увеличения преимущества и определения чѐткого направления при отработке основного стиля, мы указывали на «стремительность, агрессивность, точность, гибкость». Все стили развивались в этом
7
направлении (например, двустороння атака Дзуан Дзедун, блок и удар Ли Фурон и Ксу Йиньшенг). Генеральный план был новшеством, и сейчас мы считаем его ключевым событием.
2. В 70-е появление топ-спинов справа и слева в европейском стиле игры поставило в сложное положение китайских теннисистов, игравших в атакующем стиле «пером». Для того чтобы приспособиться к ударам с вращением, отвечать на них адекватными ударами, и развить скорость при кручѐных ударах, Ксу добавил «вращение» к вышеперечисленным положениям генерального плана. С целью позитивного подхода в решении проблемы вращения, мы считаем данный случай вторым ключевым моментом, поскольку последствия его сохранились и в наши дни.
3. В 80-е годы, по мере того как нарастал накал в противостоянии между Европой и Азией, оформился многосторонний стиль Валднера и Перссона, игра которых представляла большую угрозу для китайских теннисистов. С целью улучшения игры наших спортсменов мы быстро включили в генеральный план «многосторонний стиль, развитие сильных сторон спортсмена, отсутствие уязвимых мест».
4. В 90-е мы попытались спрогнозировать развитие настольного тенниса. В то время Цай Ценхуа справедливо предсказал, что основным будет противоборство между топспином и контр-топспином. В то же время мы были сторонниками «переходной теории», имея в виду переход от обороны к атаке и наоборот. Это теоретическая основа, на которой мы будем строить направление развития многих поколений игроков, и поэтому это третий ключевой момент.
5. Четыре года назад мы более детально разработали существующую и используемую нами генеральную директиву, которая стала выглядеть следующим образом - «перехват инициативы, развитие сильных сторон спортсмена, многосторонность, борьба, связь атаки и защиты, сбалансированность атакующих и оборонительных действий, агрессивность, быстрота, вращение и вариативность». Данная директива определѐнно предлагает более чѐткую цель для развития современного настольного тенниса.
Перехват инициативы. Это совокупность сознания и мастерства. При подаче и переходе в атаку необходимо постоянно овладевать инициативой. Удары должны создавать прессинг и не ослабевать. При приѐме подач и контроле, необходимо взять инициативу в свои руки, произвести необходимые изменения, и овладеть контролем за ситуацией. При розыгрыше необходимо атаковать первым, первым увеличить силу ударов и первым изменить направление. Даже при обороне необходимо прессинговать соперника и искать первые же возможности для контратаки и перехода непосредственно к атаке. Совокупность этих связующих
8
элементов обеспечивает перехват инициативы, что способствует развитию передового наступательного и конкурентоспособного стиля игры.
Развитие сильных сторон. Когда у игрока существуют сильные стороны в противоборстве с соперниками, то у него есть стиль, поэтому проще и эффективнее организовывать тренировочный процесс на основе этих индивидуальных преимуществ.
Сильная сторона Ма Линя в его подачах. Исходя из этого, у него есть возможность чаще атаковать, он быстрее двигается и его продолжительные атаки становятся опаснее. Таким образом, он легко может создать свою собственную систему атаки и уникальный стиль. С другой стороны, тренировочный процесс с целью улучшения качества игры может проходить гораздо менее успешно, если у игрока отсутствуют сильные индивидуальные качества, на которые можно было бы опереться.
Многосторонность. В современном настольном теннисе необходимо обладать многосторонними навыками. Нельзя позволить себе иметь явные уязвимые или слабые стороны. Уязвимость может обернуться Ахиллесовой пятой, на которую будет нацелен атакующий потенциал соперника. Необходимо совершенствовать и применять в нужный момент всю совокупность навыков игры - как в атаке, так и в обороне, при перехвате инициативы и контроле, при игре вблизи стола и на удалѐнном расстоянии от него, справа и слева и т.д.
Борьба. Темп игры неуклонно возрастает, поэтому нельзя ограничиваться скоростными действиями только при исполнении первых трѐх ударов. Борьба необходима на каждом этапе. Мы требуем от своих игроков, чтобы они атаковали при первой возможности, наращивали мощь, вносили изменения в игру. Если удары соперника не позволяют перейти к атаке, то необходимо поставить его в такое положение, которое позволило бы затруднить действия соперника и получить возможность для атакующих действий. В борьбе за инициативу нельзя упускать ни одного связующего элемента.
Связь атаки и защиты. Это означает взаимосвязанность 3-го и 5-го ударов или 4-го и 6-го с целью создания комбинации. Большинство игроков склонны наносить надѐжные, безопасные удары (высокий процент) прежде чем осуществляется переход к атаке, что зачастую приводит к потере инициативы и потере потенциала. Следовательно, игроку следует быть непременно агрессивным, так как только те, кто проявляет крепость духа, могут победить в борьбе за инициативу.
Сбалансированность атаки и нападения. Современный настольный теннис требует всестороннего развития игровых качеств. Игрок, имеющий слабость в атаке или защите, обречѐн на неудачу. Победить можно лишь тогда, когда твои атаки сокрушают оборонительные действия противника, а
9
игра в защите неуязвима для его атак, поэтому необходимо добиваться сбалансированности атакующих и оборонительных действий.
Агрессивность, скорость, вращение и вариативность. Агрессивность заключается в постоянных атаках, имея в виду атаку под любым углом, мощную атаку, атаку с выполнением высококачественных ударов. Поэтому воплощением агрессивности являются увеличение разнообразности атакующих действий и улучшение качества ударов при атаке. Скорость заключается в быстроте действий, что является важнейшим фактором любого стиля. Сами по себе скорость и вращение – это философия прошлого. Совокупность скорости и вращения – вот вектор развития этой игры. Способность изменения способа ведения игры – это душа игрового стиля и интеллектуальный показатель игрока. Изменение манеры ведения игры улучшает игровой стиль. Мы придерживаемся того мнения, что необходимо первому вносить изменения, тем самым заставляя соперника приспосабливаться.
6. Несколько лет назад, по мере всеобщего усовершенствования игроками удара слева, повысилась эффективность контр топ-спина. Это потребовало изменений в нашей общей концепции. Мы предложили «иррациональность» в противовес рациональному развитию игрового стиля. Это, к примеру, означало применение атакующих ударов вместо ударов оборонительных и промежуточных, то есть атака на атакующие удары соперника. Это способствовало увеличению атакующих действий на ограниченном рациональном уровне. Такой стиль представляется более продвинутым, более современным.
7. Что касается будущего, у нас есть свои чаяния и намерения. Мы определяем будущее развитие как: мощная атака, бескомпромиссное противостояние, устойчивый переход, полная совокупность, и дальнейшие изменения.
Мощная атака – это увеличение разнообразия атакующих ударов, а также увеличение пространства, из которого можно наносить удары, и таким образом улучшать качество атаки. Это – многомерная концепция атаки.
Бескомпромиссное противоборство – это постоянная борьба за инициативу по всему периметру, неуступчивость при любом ударе, в любой момент.
Устойчивый переход – это переход из обороны к мощной атаке. Только путѐм применения созидательных и мощных атакующих действий можно добиться преимущества в атаке, потому что игра приобрела большее значение, чем просто оборона против атаки.
Полная взаимосвязь означает необходимость овладения игроком всеми навыками ведения игры, объединения их в единое целое на научной и рациональной основе с целью повышения эффективности игры.
10
Пока мы не вышли на вышеуказанный уровень, но, несмотря на это, мы чѐтко определились с целью и направлением.
III. Пять элементов:
Концепция:
Тренер должен играть ведущую роль при формировании игрового стиля, изучении тактических и технических аспектов игры, даже не смотря на достигнутые игроком победы в соревнованиях, поскольку это гарантирует успешное последующее развитие спортсмена. Эти требования заставляют нас неуклонно стремиться к совершенству, которому нет предела. Система взглядов и технические новшества совершенствуются на теоретической основе.
Мы видим, что настольный теннис состоит из пяти элементов: скорость, мощь, вращение, траектория и точность.
Скорость – это ядро. Это главенствующий фактор в развитии игры, понимание которого гораздо глубже, чем просто скорость нанесения ударов. Скорость также включает момент соприкосновения, неожиданность удара, работу ног и способность приспосабливаться к изменениям. Всѐ вышеперечисленное требует быстроты исполнения.
Мощь – это основа. Для обеспечения выполнения тактических установок и силового давления необходима мощь.
Вращение – это средство. Эффект вращения постоянно возрастает в современном настольном теннисе. Вращением можно обезопасить удары соперника и, в то же время, придать стабильность собственным ударам.
Траектория – это гарантия. Правильно выбранная траектория обеспечивает высокий процент точных попаданий. С другой стороны, хорошие удары и мастерство недостаточны, если не гарантированно постоянство.
Точность – это душа. Настольный теннис – это обоюдное соперничество. Контрдействия носят интригующий характер. Выигрывая состязания в точности попадания, игрок получает возможность полностью осуществить выполнение тактических задач.
Если скорость, мощь и вращение относятся к динамике, то траектория и точность к защите.
Совокупность, опережение
Пять элементов нельзя считать независимыми индивидуальными категориями. Они влияют друг на друга, контролируют друг друга и взаимодействуют. Те, кто овладел лишь скоростью и вращением - не достигнут высокого уровня.
11
Для развития игрового стиля отдельных спортсменов мы стараемся привить им все пять элементов. Согласно исследованиям, игроки высшего уровня должны хорошо владеть по крайне мере тремя из пяти, иначе они мало чего достигнут.
Например:
Болл: Потрясающая скорость и вращение. Траектория и точность на хорошем уровне. И только мощь ниже уровня.
Ван Личин: Отличные скорость и мощь. Неплохие траектория и вращение. Точность попадания сравнительно хуже.
Ма Линь: Вращение, траектория и точность попаданий очень хороши. Скорость достаточно хороша, но ему также не хватает мощности.
Среди всех современных игроков Ван Хао самый сильный, а его стиль самый передовой. Он хорош во всех трѐх компонентах динамики и успешно их сочетает. Траектория и точность попаданий у него достаточно хороши. В результате всего этого, он наиболее грозен и может самым серьѐзным образом сломить сопротивление любого соперника.
В ходе тренировочного процесса сборной Китая мы формируем стиль игроков исходя из их потенциала, естественных способностей, специализации, привычек и характера. Все усилия направлены на включение в игровой стиль пяти элементов, особенно динамического свойства. На этой основе мы, прежде всего, отрабатываем качество ударов, а уже затем применяем их непосредственно в игре.
IV. Современное состояние настольного тенниса в Европе с точки зрения китайских специалистов
С объективной точки зрения, Европа – родина настольного тенниса, который уходит корнями глубоко в историю, и пользуется большой популярностью. Поклонников этого вида спорта в Европе не меньше, чем в Азии или в Китае. Мы всегда считали, что в Европе достаточно талантливых и даже гениальных игроков. Когда они показывали хорошую игру, они были лучшими в мире - С.Бенгтссон и Йонйер в 70-е, и Валднер, Персон и Гатьен в 80-е и 90-е, а в настоящее время Болл и Самсонов у мужчин, и Борос, Штеф и Додэн у женщин. Все они обладают и мастерством и талантом. Они внесли существенный вклад в развитие мирового настольного тенниса. Мы уважаем их и учимся у них. Они достойно противостояли китайским мастерам и играли с ними на равных, поэтому их можно считать ядром развития настольного тенниса в Европе. Мы чистосердечно желаем европейскому настольному теннису успешного развития. Мы вместе, азиаты и европейцы, продемонстрировали всему миру захватывающие поединки и высокое обаяние игры.
12
Однако исследования справедливо свидетельствуют о некоторых слабых и несбалансированных аспектах развития настольного тенниса в Европе, и на мой взгляд по трѐм следующим причинам:
1. Различие в системах.
Настольный теннис имеет очень большой престиж в Китае и считается национальным видом спорта. Завоевание побед во славу отечества является нашей целью и мотивацией. Поддержка спорту оказывается на различных уровнях государственной власти, а также поклонниками и общественностью. Спортивные соревнования в Китае проводятся в масштабах всей страны. Гигантские финансовые и человеческие ресурсы, слаженная система коллективных тренировок и соревнований, высочайший уровень подготовки тренерского состава и постоянное увеличение количества игроков с высоким потенциалом – вот причины конкурентоспособности Китая в течение длительного времени. В разговорах со мной европейские коллеги всегда выражали восхищение и зависть в отношении китайской системы.
Не смотря на то, что настольный теннис достаточно популярен среди европейцев, налицо недостаток должного внимания и инвестиций. В результате этого, большое количество незаурядных талантов оказываются изолированными, поскольку отсутствует групповое взаимодействие спортсменов. Например, лишь небольшая группа игроков взаимодействует в течение длительного времени в клубах. У них нет достаточного количества партнѐров для спарринга. Разнообразность стилей ограниченна. Налицо несоответствие уровней игроков и крайне редкое проведение совместных тренировок. Таким образом, молодые талантливые игроки в большой степени «недотренированы», что ставит их в невыгодное положение по сравнению с китайскими спортсменами. Тренировки мастеров, воспитание молодых талантов, или инвестиции сами по себе недостаточны для достижения совершенства. Серьѐзность этой проблемы была в последнее время осознана многими европейцами, которые работают над проведением ряда семинаров для обмена идеями с Китаем. Существует целый ряд баз, на которых можно проводить совместные тренировки. Есть другие средства для решения этой проблемы, которые помогут изменить сложившуюся ситуацию. При этом необходимо проявлять упорство.
2. Тренерский состав.
Тренеры в Китае пользуются высоким социальным статусом, что является закономерным следствием. Тренерский состав в Китае многочислен и представляет некое содружество или коллектив. Для любой возрастной категории теннисистов мы располагаем высокопрофессиональными тренерами, которые играют ведущую роль в успешном тренировочном процессе. Все китайские тренеры в прошлом игроки высокого класса, особенно наставники национальной команды,- чемпионы мира и олимпийских игр. Они достигли больших успехов и
13
обладают большим опытом участия в соревнованиях. По завершении игровой карьеры они проходят курс обучения теории и методике тренинга. На этом этапе происходит синтез их игровой практики и теоретических знаний. У тренеров есть возможность полностью раскрыть себя. Особенности национальной системы позволяют им полностью посвятить себя спорту (тренировать команду и руководить ей, проводить исследования).
Ситуация в Европе несколько другая. На большинство тренеров возложены многочисленные и сложные обязанности, что осложняет их работу. Тренеры перегружены организационными функциями и координированием многочисленных аспектов данного вида спорта. Они испытывают стресс, который мешает им сконцентрировать внимание на тренировочном процессе и исследованиях. Кроме того, только незначительное количество игроков высочайшего уровня становятся тренерами, что негативно отражается на качестве тренировочного процесса. Игрокам зачастую приходиться больше полагаться на собственный талант и интуицию. В этом ракурсе прекрасная работа была проведена в Германии. Уровень настольного тенниса находится на высоком уровне вследствие повышения уровня внимания и инвестиций, а также систематической работы.
3. Концепция развития и совершенствования.
Мы считаем, что для дальнейшего развития и совершенствования идей, крайне необходимо целенаправленные новаторские подходы. Мы требуем от молодых игроков больше созидания и творчества. Те же требования применяются порой и к ветеранам спорта. Мы относимся к новаторству как к постоянному поиску. Мы отрицаем целенаправленное копирование. Нам не нужны «новые игроки со старым стилем». Мы непрестанно ищем новшеств, чтобы не стать инертными и не потерять себя.
В настоящее время многие игроки слишком неуклонны и консервативны. Они не идут на риск и не пытаются внести новшества из-за боязни лишиться того, чего они уже достигли. Невозможно добиться существенных результатов без изменений и улучшений.
Китай является источником активности в настольном теннисе. Мы чувствуем ответственность за развитие и популяризацию данного вида спорта. При поддержке Ассоциации Настольного Тенниса Китая мы планируем привлекать больше европейских игроков на тренировочные базы в Китае. В дополнение, Ассоциация планирует создание Академии настольного тенниса, что приведѐт к дальнейшей систематизации тренировочного процесса и исследований в области настольного тенниса. Итак, мы приглашаем туда всех европейских спортсменов желающих учиться, повышать свой уровень мастерства и обмениваться идеями.
V. Пять звеньев при выполнении удара.
14
Последовательность звеньев: оценка ситуации, выбор позиции, расчёт времени, дистанция и коррекция. Эти пять связующих элементов являются началом и завершением удара. Исходя из того факта, что каждый игрок отличается в плане хватки, манеры и ощущения ведения игры, мы не в праве требовать от них нанесения одинаковых ударов. Важно, чтобы удар был оправдан и реализовывал сильные стороны спортсмена. Вот моѐ понимание выполнения хорошего удара: грамотная координация, выраженная мощь, коррекция действий без напряжения, возврат в исходное положение, продолжительность, выполнение на скорости, мощно, с вращением, точностью.
Вот детальное объяснение пяти звеньев удара.
А). Оценка.
Если в игровой ситуации спортсмен может правильно оценить удар соперника – вращение, направление, точку приземления мяча, его сознание будет быстро и правильно реагировать и способствовать координации, уверенности, раскованности. С другой стороны, если оценка не верна, то размытость восприятия ситуации приводит к неадекватной реакции. Негативные действия при этом – это нерешительность, чрезмерная напряжѐнность, медлительность, неподвижность.
Существуют два способа оценки – прогноз и наблюдение за мячом.
Прогноз, который может гарантировать качество наносимых ударов, основывается на прогнозировании ударов, наносимых соперником, исходя из предварительных знаний о нѐм. При такой оценке ответный удар, как правило, под контролем и легче спланировать следующий удар соперника и отреагировать на него. Есть три способа выполнения данного приѐма:
Во-первых, основные правила. Если я подаю с сильным обратным вращением (бэкспин), предполагая, что соперник не сможет провести атаку, то я должен быть готов к отражению ответного бэкспина. Длинная быстрая подача скорее всего повлечѐт глубокий ответ. В этом случае я сделаю шаг назад для последующей атаки. Если я подаю сверху вниз, то ожидаю, что соперник ответит кроссом. В общем, освоив основные правила предположения, можно облегчить задачу при нанесении ударов.
Во-вторых, комбинация ударов. Правильная комбинация во многом способствует прогнозированию. Например, великий Мицуро Коно, чемпион мира 1977 года, играл справа по всей ширине стола. Меня восхищало то, что он делал это без особой мощи и быстроты передвижения, однако, он всегда вовремя наносил удар справа из левого угла. Позже я узнал, что он выполнял замечательную комбинацию ударов. Он быстро подавал влево и бросался к левому углу, ожидая кросса. Затем он наносил удар под левую, заставляя соперника бросаться в левый угол, оставляя себе, достаточно времени для перемещения в правый угол для нанесения победного удара (смертельного удара).
15
В-третьих, качество. Прогнозируя, необходимо обеспечивать качество ударов. Если ваши удары сильны и оказывают давление, удары соперника слабеют. Контроль за вами - можно использовать прогнозирование. Если этого не делать, то у соперника будет больше возможности на обработку ваших ударов, возможность прогноза будет утеряна. Подача Ма Линя, удар слева Ван Хао, и удар справа Ван Ликина имеют высокое качество. Поэтому, у них больше возможности осуществлять прогноз.
Наблюдение за мячом надо понимать в буквальном смысле. Необходимо увидеть момент касания, и это особенно важно при приѐме подач. Общая ошибка заключается в том, что игроки пытаются увидеть последовательность совершаемых действий, и не успевают заметить скрытых движений. Некоторые игроки просто ленивы и эгоистичны, им мешает навязчивая самоуверенность и стремление только самовыражаться. Они не вырабатывают привычки наблюдения за действиями соперника. Вот способы наблюдения за мячом:
Во-первых, наблюдайте за стойкой. Не следите за всем рядом движений. Наблюдайте за точкой касания. Высокое подбрасывание мяча Хи Жи Венем состоит из целого ряда движений. А следить нужно только за пространством у его пояса, там, где происходит касание ракетки с мячом. Это гораздо проще.
Во-вторых, следите за деталями:
- угол ракетки. Известно, что ракетка ближе к вертикальному положению для выполнения топ-спина. Для бэк-спина ракетка располагается более горизонтально.
- Прикладываемая сила. Прогнозируя еѐ, мы должны следить за направлением прикладываемой силы в момент касания. Лю Голян, например, всегда двигался в противоположном направлении после подачи. Поэтому обмануться сложно, если мы будем следить за направлением точки касания.
- Скорость полѐта мяча. Нужно понимать, как функционирует вращение, и как происходит отскок мяча. При изменении вращения, изменяется скорость. Мяч отскакивает вверх, если применяются гладкие накладки. Мяч идѐт вниз, если применяются шипованные накладки. Понимание вращения и отскока облегчает прогнозирование.
Мы хотим, чтобы в соревнованиях наши игроки использовали как прогнозирование, так и наблюдение. При нормальных обстоятельствах, наблюдению нужно отдавать большее предпочтение, по сравнению с прогнозированием. Сказав достаточно об оценке и прогнозировании, следует отметить, что мы не должны предавать слишком много внимания ударам соперника. Лучшее решение при этом, продолжать играть в свою собственную игру, и заставить соперника к ней приспосабливаться. Оценка – это навык, который приобретается с практикой. Если игрок плохо оценивает ситуацию, то он будет под постоянным давлением, и будет больше выкладываться, что, конечно же, затруднит его действия. Если игрок
16
овладевает способностью оценки во время тренировочного процесса, тогда его способность оценивать улучшается. Тогда, можно уделить больше внимания другим компонентам и уровень игры будет выше.
Б) Позиция
Второе звено – это занятие позиции при нанесении удара. Здесь есть два момента:
1 – это основная стойка, всѐ остальное это занятие лучшей позиции при нанесении удара.
Основная стойка означает занятие позиции по отношению к столу и мячу при нанесении удара. Это зависит от роста, стиля игрока и того показателя насколько он может наносить удары более часто и более уверено.
Например, рост Ван Личина 1,86 м., поэтому он может занять позицию на небольшом расстоянии от стола. Это позволит ему приближаться и удаляться без каких-либо проблем. Это его основная стойка. Однако, такая позиции неприемлема для Ден Япин, рост которой 1,5 м. Она должна располагаться ближе к столу для того, чтобы отражать или наносить короткие удары.
Что касается стиля, то контратакующему игроку следует располагаться дальше от стола. Игрок, мощь ударов которого слабее, и тот который использует мощь ударов соперника, должен располагаться ближе к столу. Игрок, который предпочитает отвечать ударами слева из левого угла, и обладает быстротой передвижения, может занимать позицию с левой стороны стола. Разносторонний игрок, у которого невысокая скорость передвижения, должен располагаться в середине стола, что позволит ему наиболее удачно выполнять удары.
При игре, необходимо менять основную стойку. Иногда, это зависит от приходящих ударов от соперника. Игрок может приближаться или удаляться от стола в определѐнных моментах, но должен возвращаться в основную стойку как можно быстрее. Типичная ошибка, слишком близкое приближение к столу с целью желания увеличения скорости. При этом удары становятся настолько близкими к их корпусу, что приходится чаще отступать от стола. Следствием этого, являются более медленные движения, более слабые и несовершенные удары. Фактически, движения вперѐд - самые быстрые, затем, горизонтальные движения. Самые медленные – это движения назад. Поэтому, я советую располагаться ближе к столу. Следует чаще осуществлять движения в сторону, либо вперѐд, что является оптимальным решением.
При ударе, мы имеем дело с положением руки, корпуса и ног, для того чтобы занять оптимальную позицию для удара, необходимо постоянство. Необходимо использовать центр тяжести тела. Если мяч, рука и корпус располагаются в одной плоскости, то отсутствует центр тяжести для создания мощной игры. Мы утверждаем, что нанесение ударов нужно осуществлять перед собой. Нанесение ударов вблизи корпуса или сзади
17
противоречит фундаментальным принципам. Рука, туловище и мяч должны составлять равносторонний треугольник – это обеспечит центр тяжести. Более того, рука не должна отклоняться от корпуса, поскольку теряется центр тяжести, а с ним и точка опоры. Единственная ситуация, при которой рука может не соответствовать центру тяжести, это когда наносится укороченный удар. За исключением этого момента, рука и центр тяжести, преимущественно, должны находиться в соответствии. Для координации верхней части корпуса и центра тяжести, необходимо двигаться в направлении удара, при этом, координация упрощает выполнение удара.
Для тренировки перемещения ног, большинство профессионалов занимаются бегом. Однако, перемещение и движение ступней вряд ли применимо к настольному теннису, по причине того, что перемещение ступней (скиппинг) не используется в тренировочном процессе. Скиппинг очень важен для корректировки позиции и движения, предшествующего удара. Существует также связь между скиппингом и ритмичностью движения. Необходимо этим овладевать.
В) Расчѐт времени
Третье звено – это расчѐт времени, что охватывает несколько аспектов. Обычно, мы используем расчет времени для нанесения ударов, в соответствии с пятью определѐнными моментами: начальный взлѐт мяча после отскока, последующий взлѐт, верхняя точка отскока, начальное снижение, позднее снижение.
Нанесение ударов при раннем взлѐте относительно легко. Однако точка удара ниже сетки и удар выполняется быстро. Трудно придать мощь удару, и овладеть техникой. Некоторые игроки старающиеся овладеть высокой скоростью, наносят большинство ударов в этой точке. Это – то, что мы называем «псевдо быстротой», поскольку сам игрок, не может быть уверенным - нанесѐт ли он подобный удар или нет. Удар при позднем взлѐте – это лучшее решение, поскольку приходящее вращение не максимально. Кроме того, у игрока есть достаточно времени, чтобы подготовиться. Это упрощает как придание мощи своему удару, так и отражению ударов соперника. При этом можно наносить удар более быстро и незаметно для противника. Поэтому, нанесение ударов в этот момент обеспечит более эффективный результат. Насколько известно, даже игроки защитного плана обороняются наиболее успешно, когда удары наносятся в данной точке. Вероятно легче и надѐжнее, наносить удар верхней точки отскока. Игрок располагает высокой траекторией и достаточным количеством времени для обработки ударов, но при этом существуют и сложности. Мы имеем дело с уже намного более сильным вращением, и при этом уже не просто быть быстрым и проводить обманные действия. Удар уже потерял силу, и не представляется слишком опасным, поэтому, использовать данную ситуацию в качестве начального расчѐта времени явно неправильно. Удар в точке начального снижения, может использоваться только в качестве дополнительного средства. Этот приѐм выполняется не часто, и когда
18
вращение мяча очень сильное и занятая позиция не оптимальна. При нанесении ударов в этой точке, мы будем иметь дело с сильным вращением, что осложнит коррекцию и отскок удара.
Нанесение ударов в нижней точке снижения мяча после отскока, представляется наименее рекомендуемым, за исключением случаев, когда игрок вынужден это сделать.
Г) Дистанция
Четвѐртое звено – это пространство для удара. Мы имеем в виду пространство между мячом и ракеткой до нанесения удара. Обычно, чем дальше игрок располагается от стола, тем легче придать силу удару. Но чем больше мы придаѐм силу удару, тем больше вероятность ошибки или непостоянства. С другой стороны, чем ближе игрок к столу, тем легче внести корректировку, и сыграть на силе удара соперника, с меньшей силой удара собственного. Основываясь на этой теории, мы выбираем расстояние в соответствии с ударами. Если есть возможность отразить удар или сыграть опасно, расстояние должно быть больше для придания большей мощи удару. При этом нужно учитывать, что короткий удар требует короткой дистанции. В этом случае, расположение на большом расстоянии от стола, будет иметь просто агрессивный характер, но скажется на точности. В основном есть четыре сценария розыгрыша – возможность отражения удара, контратака, быстрый и долгий розыгрыши и активная оборона. Все виды ударов подходят к этой категории. И все движения состоят из ряда общих факторов. Таких как центр тяжести, замах, дистанция, сила удара и т.д., поэтому в процессе тренировки, нам приходится рассматривать все эти моменты. При контратаке происходит значительный сдвиг центра тяжести. Большой замах используется для мощности. Мяч находится на большом расстоянии от ракетки – это «главные моменты».
Когда игрок атакует, траектория низка. Удар выполняется быстро. Центр тяжести, замах, дистанция и мощь снижаются. Это можно назвать как «среднее».
Во время долгих розыгрышей и активной обороны, мы имеем дело с более быстрыми и более сложными ударами. При этом применяются мелкие перемещения, незначительный замах, короткая дистанция и ограниченная мощь.
Если все эти требования будут выполнены достаточно надѐжно, то гарантированы точность и владение ситуацией.
Д) Коррекция
Пятое звено – это коррекция. Коррекцией это мастерство и дополнительные возможности. Это тот элемент, который проявляется в незначительной степени. Тот игрок, кто контролирует свои удары, наверняка проводил ранее корректировку этих ударов. Корректировка может быть самым важным моментом в нанесении удара. Корректировка также может быть завершающим касанием. Было бы ошибкой считать, что при игре можно выполнить любой удар единым касанием. Существуют
19
незначительные и тонкие изменения, и коррекция, которая приводит к совершенно иному результату при выполнении удара. Здесь мы говорим не о красоте касания, а о его эффективности.
Существует много способов коррекции. Я собираюсь говорить о некоторых из них:
- коррекция во время касания (создание вращения)
ключевой момент при этом, приложение мощи с помощью пальцев и кисти руки. Рука располагается близко к ракетке. Именно в этом месте мы лучше чувствуем еѐ. Сила, прикладываемая всей рукой, предплечьем и центр тяжести в конечном итоге проходит через кисть и пальцы, с целью осуществления данной задачи. Один китайский ветеран спорта однажды сказал: «Тот игрок, который играет рукой – это начинающий студент, тот, кто играет предплечьем – это студент второго курса. Тот, кто играет кистью, выпускник, а тот, кто играет пальцем – это профессор». Это сравнение ясно, чѐтко и имеет достаточно большое значение. До нанесения удара по мячу, кисть должна отклоняться назад, для того чтобы придать удару мощь. Я отчѐтливо осознаю, что использование предплечья через пальцы и через кисть придаѐт гораздо большую силу удару, чем рука и предплечье отдельным взятым.
- коррекция траектории. Сначала я должен разъяснить вам одно неправильное убеждение. Соприкосновение с мячом – это цель решить проблему вращения, после удара нанесѐнного соперником. Необходимо понимать, что удары будут точными, если произведено адекватное касание ракеткой мяча. Необходимо стараться улучшать качество ударов и коррекцию расположения кисти. Умение противостоять ударам, которые направлены по высокой или по низкой траектории, а также коротким и длинным ударам, является мастерством и дисциплиной. Нам необходимо, обеспечить правильную траекторию при нанесении удара. Только это может повысить процент наших попаданий.
- коррекция угла наклона ракетки. Умение правильно позиционировать угол ракетки является высоким уровнем мастерства. Поскольку это сложно, требует дополнительного мастерства и постоянной работы, многие игроки, пренебрегают этим. Не существует легко приобретѐнных ценностей. Каждая ценность имеет свою собственную стоимость (без труда не выловишь и рыбку из пруда).
Согласно моему мнению, не существует невозможного удара, если угол ракетки определѐн должным образом. Необходимо играть открытой ракеткой. При этом, нанося удара в правильной точке для смягчения приходящего вращения, можно добиться хороших результатов. При контр топ-спине и накат, угол наклона ракетки не должен быть слишком маленьким. Хорошо выполненный топ-спин можно отразить при помощи перемещения центра тяжести и руки вниз. Ракетка никогда не должна располагаться близко к корпусу, поскольку это может затруднить мощь и скорость удара.
20
- корректировка мощи удара. Мощь удара может подразделяться на пять категорий: придельная мощность, средняя мощность, комбинация своей собственной мощности удара и мощности удара соперника, использование мощи удара соперника или отражение этой мощи. Предельная мощность используется при завершающих ударах. Использование девяносто процентов данной мощности представляется достаточным. Большое количество игроков стараются использовать все 100%, и после этого, не способны вернуться к исходной позиции. Использование мощи средней силы, требует большого мастерства. Такой удар должен быть достаточно сильным и точным. Обычно используется при начале атаки или при атаке прессингом, при этом 60-70% его использования, считается хорошим показателем.
Комбинация заключаются в объединении собственного ответного удара с ударом соперника. Это тонкость в игре, и она позволяет играть надѐжно. При ней можно использовать 40-50% собственной мощи для создания 70-80% результативности. Использование силы ударов соперника против него же, применяется при долгих розыгрышах или при оборонительных действиях. Но даже при этом, используя мощь и вращение соперника, необходимо прикладывать силу при нанесении ответного удара, которую мы рекомендуем увеличивать на 20-30%.
Отражение силы используется при коротких подачах и ударах соперника. На мой взгляд, при овладении новой техникой или ударом, необходимо учиться применять мощь при ударе. При коротких подачах, например, не достаточно просто коснуться мяча для выполнения укороченного удара, - атаковать можно и нужно, несмотря не на что. Нужно при этом отработать мощь и вращение, а также научиться придавать мощь удару в завершающей стадии его нанесения.
- корректировка шага/ритма. Шаг, по существу, определяет скоростные качества. В противоборстве зачастую выясняется, кто быстрее и сильнее. Однако когда невозможно противостоять силе и скорости соперника, можно замедлить игру, придавая больше внимание лѐгкости и качеству вращения, с целью сбить ритм игры соперника. Это не конечная цель, а скорее средство, применяемое для дальнейшего использования собственной мощи и скорости. В этом заключается демонстрация интеллекта и мудрости.
Корректировка шага и силы взаимосвязаны. При обычных обстоятельствах игроки демонстрируют противоположность в характере игры,- когда один играет быстро, другой замедляет свои действия, но бывают ситуации, когда оба игрока держат одинаковый темп. Зачастую это происходит при контратаках и при борьбе за контроль.
В основном, корректировка зависит от ситуации и от развития игры. При этом оценка ситуации, выбор манеры игры и исполнение становятся ключевыми моментами. Применяя эти средства можно рассчитывать на успех.
В заключение, я хочу продемонстрировать два игровых приѐма.
21
(А) Пять рекомендаций при нанесении удара
1. При нанесении удара используйте центр тяжести. Это необходимо делать не только при атаке, но и при подаче, подставке и блоке. Тот, кто этим пренебрегает, делает самую большую ошибку.
2. При ударе используйте кисть для направления движения руки, особенно при горизонтальной хватке.
3. при ударе сосредотачивайтесь на точке соприкосновения. Расслабленность движения лишает удар мощи. Это особенно актуально при касании мяча ракеткой и отражении силового давления.
4. При ударе используйте мощь соперника. Это решает многие проблемы. Сделать это просто. Лучше наносить удар в момент позднего подъѐма мяча после отскока. Есть больше хороших возможностей для ведения игры, не правда ли?
5. При нанесении удара используйте всю поверхность ракетки. Это определяет траекторию, качество и позволяет ощутить удар. Если при этом не задействована мощь, то удар не завершѐн.
(Б) Пять необходимых элементов при тренировке
Ежедневные тренировки способствуют совершенствованию. При этом нельзя ожидать каждодневной отработки сложнейших элементов. Если проходит отработка элементарных качеств, то можно приобрести навык и без тренера. При тренировке необходимо:
1. следить за мячом и сделать это привычкой
2. неуклонно тренировать мелкие шаги, и развивать их в условный рефлекс
3. оценивать себя при каждом ударе
4. тренировать совокупность и комбинацию ударов, а не просто механические действия
Это – четыре основных заповедей, начиная с нуля. Приумножайте их, продолжайте их.
_______________________

Категория: Техника | Добавил: Butterfly (12.10.2012)
Просмотров: 7082 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Друзья сайта
Форум любителей экстрима

Поиск

Copyright MyCorp © 2024